Фотографии Сергея Михайловича Прокудина–Горского (1863-1944) предлагают живой портрет потерянного мира – Российской Империи накануне Первой мировой войны и надвигающейся революции. Сюда входят изображения от средневековых церквей и монастырей старой России до железных дорог и фабрик растущей промышленной державы и повседневной жизни и работы разнообразного населения России.
В начале 1900–х годов Прокудин–Горский разработал смелый план провести фотообзор Российской Империи, который получил поддержку царя Николая II. В период между 1909 и 1912 годами, а затем в 1915 году, он провел обзор одиннадцати регионов, путешествуя в специально оборудованном железнодорожном вагоне, предоставленном ему Министерством путей сообщения.
Прокудин–Горский уехал из России в1918 году, сначала в Норвегию и Англию, а потом окончательно во Францию. К тому времени царь и его семья были растреляны, а империя, которую Прокудин–Горский так тщательно запечатлел, была уничтожена. Его уникальные изображения России накануне революции – сделанные на стеклянных негативах – были куплены у его наследников Библиотекой Конгресса в 1948 году

Сергей Михайлович Прокудин–Горский (1863–1944) сидит возле горной реки. Предполагается, что это река Каролицхали на Кавказе, возле порта Батуми на восточном побережье Черного моря. ок.1907–1915

На этой фотографии изображены Сергей Михайлович Прокудин–Горский и члены его рабочей группы на ночном привале. Это место расположено возле реки Чусовая, на западной стороне Уральских гор. 1912

В начале Первой мировой войны Прокудин–Горский сфотографировал группу военнопленных из Австро–Венгерской Империи. Вероятно, это поляки, украинцы и представители других славянских национальностей, находящиеся в заключении в неопределенном месте на дальнем севере Европейской России возле Белого моря. Это изображение случайно не было конфисковано пограничной охраной, как это случилось с огромным большинством изображений политического характера, когда Прокудин–Горский навсегда уехал из России в 1918 году.
В начале Первой мировой войны Прокудин–Горский сфотографировал группу военнопленных из Австро–Венгерской Империи. Вероятно, это поляки, украинцы и представители других славянских национальностей, находящиеся в заключении в неопределенном месте на дальнем севере Европейской России возле Белого моря. Это изображение случайно не было конфисковано пограничной охраной, как это случилось с огромным большинством изображений политического характера, когда Прокудин–Горский навсегда уехал из России в 1918 году.

Горы Памир создают поразительный фон для вечернего вида мечети Шахи–Зинде в Самарканде, могил и погребальных часовен, построенных в течение многих веков для женщин из династий, ведущих свое происхождение от Тимура (1336–1405), великого средневекового правителя Средней Азии. 1911
читать дальше
Аист, традиционный символ удачи среди тюркских народов, сидит в гнезде на верху дворцовой стены в Бухаре в Средней Азии.
На этой фотографии внутреннего убранства собора Успения Богородицы в Смоленске показан иконостас, разделяющий алтарь от прихожан. Справа – место поклонения чудотворной иконе «Одигитрия», традиционно связанной со Смоленском.
Монастырь Святого Нила на Столобном острове на озере Селигер в Тверской губернии дает представление о судьбе церковных учреждений в истории России. Святой Нил (умер в 1554) основал небольшое монашеское поселение на этом острове приблизительно в 1528 году. В начале семнадцатого века его последователи построили монастырь, который впоследствии стал одним из самых крупных и богатых монастырей в Российской Империи. В 1927 году монастырь был закрыт советскими властями, и его здания стали использоваться для разных мирских целей, включая концентрационный лагерь и приют. В 1990 году он был передан в собственность Русской православной церкви и теперь вновь является действующим монастырем.
Собор Святого Дмитрия во Владимире, построенный в 1190–х годах, является примером вертикальной структуры, характерной для ранней церковной архитектуры России. Этот собор использовался как модель при строительстве Никольского собора Православной Церкви Америки в Вашингтоне, Округ Колумбии, США.
В течение многих веков Соловецкий монастырь, основанный в начале пятнадцатого века на острове в Белом море на дальнем севере Европейской России, был одним из самых важных монашеских и культурных учреждений в России. Не раз толстые стены монастыря, показанные на фотографии, защищали его от иноземных завоевателей. В начале Советской власти монастырь был частично разрушен и стал местом первого крупного концентрационного лагеря системы Гулаг. В послесоветский период он был передан Православной Церкви и вновь стал действующим монастырем.
На этой фотографии внутреннего убранства княжеского дворца показана изразцовая печь, окруженная ярко расписанной мебелью и декоративными фресками на стенах. Дворец был построен в пятнадцатом веке в Ростове Великом, старинном русском городе на северо–восток от Москвы.
Ранние русские церкви были украшены внутри и снаружи мозайками, фресками и резьбой, часто в ярких красках. Внутреннее убранство церкви Воскресения на дебрях в Костроме, построенной в 1650–х годах, богато украшено в стиле того времени. Тем не менее, несмотря на поразительный внешний вид, эта церковь, в основном, известна своей настенной росписью.
Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы является самым старым церковным зданием в Суздале. Он расположен в Суздальском кремле – части города, окруженной стенами и напоминающей крепость. Собор, построенный в двенадцатом веке, за многие годы неоднократно перестраивался и является примером традиционной русской церковной архитектуры.
Изразцовые колонны, стены и купола медресе Шир–Дор («Львиный дом») в Самарканде сделаны в замысловатом абстрактном стиле с использованием каллиграфии, широко распространенной в мусульманской и среднеазиатской архитектуре. Это здание медресе, построенное в 1619–1636 годах, является мусульманской теологической академией и школой и составляет часть комплекса мечетей и медресе, основанных в Регистане, самом святом месте старого Самарканда.
В стенах Троице–Ипатьевского монастыря, основанного приблизительно в 1330 году и расположенного в Костроме, старинном русском городе на Волге, находятся несколько старых церквей, включая собор Рождества Пресвятой Богородицы, изображенный на этой фотографии.
С начала основания в 1587 году и до конца девятнадцатого века Тобольск был одним из наиболее крупных и важных городов Сибири. В течение нескольких веков Тобольск был военным, административным и политическим центром российского правления в Сибири. На переднем плане этого панорамного вида показан Иртыш и широкая, плоская Сибирская равнина, расстилающаяся за центральной частью города.
Дорога, ведущая к ярко расписанному Николаевскому собору, построенному в семнадцатом веке, проходит мимо скромных жилых зданий в Можайске, расположенном на запад от Москвы.
На этом панорамном виде Тифлиса изображен город, расположенный в долине среди Кавказских гор. В настоящее время это Тбилиси – столица Грузии. В то время, когда была сделана эта фотография, приблизительно в 1910 году, там проживало многонациональное население, насчитывающее 160 000 человек, в состав которого входили грузины, армяне, русские, персы, поляки, татары и евреи.
Ликанские предгорья Кавказа создают поразительный фон для дворца, построенного на Куре недалеко от границы России с Турцией, возле города Боржоми в современной Грузии.
Город Белозерск, впервые упомянутый в русских летописях в 862 году нашей эры, был несколько раз заброшен и перемещен. Первое поселение, на месте основания которого в девятнадцатом веке была построена маленькая деревянная часовня, находилось на северной стороне Белого озера в северо–центральной части Европейской России. 1909.
На фоне густого соснового леса видны деревянные хранилища под сено и пищевые культуры в поселении Вязовая, расположенном у главного пути Транссибирской железной дороги на Урале.
На окраине древнего русского города Суздаль сфотографированы каменные церкви, деревянные дома и небольшой мост через реку Каменка. Являясь когда–то важным и сильным княжеством, Суздаль пришла в упадок, в то время как Москва набрала силу и взяла контроль над несколькими княжествами в центральной части Европейской России.
Молодые крестьянские девушки предлагают ягоды гостям у избы в сельской местности на реке Шексна возле поселка Кириллов.1909.
Бухарский эмир Алим Хан (1880–1944) торжественно позирует для своего фотопортрета, сделанного в 1911 году вскоре после его прихода к власти. Как правитель автономного города–государства в мусульманской Средней Азии, эмир руководил внутренними делами своего эмирата как абсолютный монарх, несмотря на то, что с середины девятнадцатого века Бухара была вассальным государством Российской Империи. После установления советской власти в Бухаре в 1920 году эмир бежал в Афганистан, где умер в 1944 году.
Многие народы Средней Азии, например киргизы, казахи и узбеки вели кочевой образ жизни в степях, долинах и пустынях, передвигаясь с изменением времен года от одного места к другому по мере того, как менялись возможности добычи питания, воды и крова. На этом снимке запечатлена молодая семья в цветной традиционной одежде, передвигающаяся по Голодной степи, расположенной на современной территории Узбекистана и Казахстана.
В Самарканде, древнем торговом, интеллектуальном и духовном центре Шелкового пути от Европы до Китая, проживало поразительно разнообразное население, состоящее из таджиков, персов, узбеков, арабов, евреев и русских. На снимке изображена группа еврейских мальчиков в традиционной одежде, занимающихся со своим учителем.
На этом портрете Прокудин–Горский запечатлел традиционное платье, украшения и прическу узбекской женщины, стоящей на богатом ковре у входа в юрту, или переносной шатер, используемый для жилья кочевыми народами Средней Азии. После завоевания Туркестана в середине девятнадцатого века правительство России оказывало сильное давление на кочевые народы, побуждая их принять оседлый образ жизни и поселиться на постоянное время в деревнях, поселках и городах.
Пять заключенных смотрят из зиндана, традиционной тюрьмы в Средней Азии – по сути это была яма в земле с низкой надстройкой. Надзиратель с русской винтовкой и штыком одет в русское обмундирование и сапоги.
Мужчина и женщина в традиционной одежде позируют для портрета в горном районе Гуниб на северном склоне Кавказских гор. В настоящее время Гуниб находится на территории республики Дагестан.
Мастер китаец позирует возле зрелых и новых посадок чая на чайной плантации и чайной фабрике в Чакве, небольшом поселке чуть к северу от Батуми. Полутропический климат побережья Черного моря в современной Грузии был идеален для выращивания чая.
В Дагестане, что значит «земля гор» на тюркских языках, проживают разные народы, такие как авары, лезгины, ногайцы, кумыки и табасараны. Здесь изображен мусульманин суннит неопределенной национальности в традиционной одежде и головном уборе, на боку с кинжалом в чехле.
Дети сидят на пригорке возле церкви и колокольни в сельской местности недалеко от Белого озера, на севере Европейской России.
Русские поселенцы, поселившиеся в районе Муганской степи, к югу от Кавказа и к западу от Каспийского моря, основали там небольшой поселок Графовка. Этот район находится прямо на север от границы с Персией. Официальная государственная политика поддерживала расселение русских в неевропейских частях империи, особенно в пограничных районах, и сыграла значительную роль в переселении русских в Сибирь, на Дальний Восток и Кавказ.
Прокудин–Горский и другие едут на дрезине по Мурманской железной дороге вдоль берега Онежского озера возле Петрозаводска.
Пинхус Карлинский, надсмотрщик Черниговского водоспуска, стоит возле причала парома на Мариинском канале в северной части Европейской России. В фотоальбоме с фотографиями системы каналов Прокудин–Горский записал, что Карлинскому было восемьдесят четыре года и он находился на службе шестьдесят шесть лет. Система каналов, которая теперь называется Волго–Балтийский водный путь, была построена для того, чтобы связать обширную систему Волги и ее притоки и обеспечить выход к Балтийскому морю из внутренней части России.
Железнодорожный мост, поддерживаемый каменными колоннами, пересекает Каму возле Перми. Такие широкие реки как эта были только одним из естественных препятствий, с которыми сталкивались строители железных дорог в России в конце девятнадцатого века.
Различные лодки и баржи, большие и маленькие, видны на верфи в тихом затоне к юго–востоку от Онежского озера на канале Мариинской системы возле поселка Вознесение на севере Европейской России.
Гонки на канале Петра I, г. Шлиссельбург
Бревна, связанные вместе как плоты, плывут по каналу Петра I возле небольшого города Шлиссельбург. Шлиссельбург стоит на берегу Ладожского озера в пятидесяти километрах на восток от Петербурга.
Паровоз «Компаунд» с пароперегревателем «Шмидта» показан на железнодорожном пути между Пермью и Екатеринбургом на Урале. Предполагают, что в вагоне, расположенном на заднем плане, была походная фотолаборатория и жилое помещение Прокудина–Горского.
Бичевник проходит через каменный мост с двумя водоводами для отвода паводка из главного канала на тихом участке между Ладожским и Онежским озерами возле села Лава.
Стрелочник башкир стоит у главного железнодорожного пути возле города Усть Катав на реке Юрюзань, между Уфой и Челябинском.
Деревянные мельницы, использующие силу ветра для помола пшеницы и ржи, запечатлены в разгар лета на огромной Сибирской равнине в сельском Ялуторовском уезде в Западной Сибири.
А. П. Калганов позирует с сыном и внучкой для портрета в промышленном городе Златоуст на Урале. Его сын и внучка работают на Златоустском военном заводе – главном поставщике оружия для российских военных сил с начала девятнадцатого века. У Калганова традиционная русская одежда и борода, в то время как у сына и внучки более западная, современная одежда и прически.
Туркмен в традиционной одежде и головном уборе позирует со своим верблюдом, который, по всей вероятности, везет зерно или хлопок. В Средней Азии, даже с появлением железных дорог, караваны верблюдов оставались самым распространенным средством перевоза продуктов питания, сырья и промышленных товаров.
Еще здесь: www.loc.gov/exhibits/empire/work-ru.html